Как работники ЖКХ контролируют сами себя

В прошлом году мы получили большое число жалоб на некачественные жилищно-коммунальные услуги (в том числе, на отсутствие отопления), во многих из которых жители отмечали, что заявки, оставляемые ими в Едином диспетчерском центре, закрываются без выполнения работ.

Мы решили разобраться и выяснили следующее. Работа Единого диспетчерского центра (тел. 8-495-539-53-53), регламентируется специальным распоряжением Департамента информационных технологий и Департамента жилищно-коммунального хозяйства (1). Документ очень объемный. Например, фраза, которую слышит каждый дозвонившийся в ЕДЦ («Здравствуйте! Вы позвонили в Единую диспетчерскую службу…»), тоже закреплена в этом распоряжении.

Есть в этом совместном распоряжении ДИТа и ДепЖКХ и порядок работы с заявками, выполнение которых опровергается жителями: «заявка может быть отправлена на доработку в случае, если она имеет статус “Закрыта”, но Заявитель сообщает, что работы по заявке не выполнены (в случае, если с момента закрытия заявки прошло менее 5 дней)». Однако, добиться этого на практике не так-то просто. Например, автор этой статьи лично сталкивался с ситуацией, когда вместо того, чтобы отправить заявку на доработку, оператор ЕДЦ просто создает еще одну заявку (причем это может повторяться неоднократно по одной и той же проблеме).

Почему это происходит? Причин несколько.

Первая – это необходимость соблюдения управляющей компанией нормативных сроков устранения неисправностей и аварий. Если эти сроки превышены, у собственников помещений возникает право на компенсацию. Нормативы, а также порядок расчета компенсации установлены Постановлением Правительства РФ (2). Но необходимость выплаты компенсаций – это не очень большая проблема для управляющих организаций. Во-первых, сумма компенсации, как правило, не стоит времени и сил, затраченных на грамотное составление обращения, во-вторых (и это вытекает из предыдущего), за перерасчетом в связи с несоблюдением сроков обращаются крайне редко. Гораздо бОльшую озабоченность в данном случае представляют испорченные показатели – регулярное закрытие заявок с нарушением сроков грозит обернуться для руководителей и сотрудников управляющих организаций проблемами с вышестоящим начальством.

Очевидно, что управляющие компании сильно заинтересованы в том, чтобы не допускать просрочек. Но что можно сделать, если заявок много, а сотрудников мало или есть иные причины, не позволяющие выполнить работы по заявке в срок? Можно ли в таких случаях воспользоваться хитростью – сначала закрыть заявку, а работы провести позже (или не провести вообще – в зависимости от того, насколько активно настроен обратившийся житель)?
Из ответа Департамента информационных технологий следует, что можно.

И тут мы переходим ко второй причине – самой организации системы по контролю за выполнением работ. В письме ДИТа указывается, что обработка заявки после поступления, назначение в системе ЕДЦ промежуточного и финального статусов выполнения заявки, контроль хода работ находятся в зоне ответственности диспетчеров ОДС (объединенной диспетчерской службы), являющейся структурным подразделением ГБУ «Жилищник района». То есть фактически Жилищник контролирует сам себя. С учетом этого наличие заявок, закрытых без выполнения работ, больше не вызывает удивления.

Что делать, если вы столкнулись с проблемой фиктивно выполненных работ:

  1. Запастись терпением (увы, почти каждое действие по защите своих прав в сфере ЖКХ – это нудно и не быстро).
  2. Подключить соседей (особенно, если проблема касается всех). Большое число обращений сложнее игнорировать.
  3. Актировать отсутствие выполнения работ. Для составления акта вам нужен представитель вашей управляющей организации.
  4. Продублировать свою заявку обращениями по другим каналам: на портал gorod.mos.ru, в приложении «Госуслуги Москвы», в электронные приемные управы, префектуры и Правительства Москвы.
  5. После выполнения работ потребовать перерасчета.

Ссылки:

1 – Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы и Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 17 мая 2018 г. N 64-16-220/18/01-01-14-124/18 “Об утверждении Регламента работы Единого диспетчерского центра Комплекса городского хозяйства Москвы”

2 – Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”

3 – https://molomonosovskiy.ru/mail/DIT/10%2006%2010.01.22.pdf

4 – http://gorod.mos.ru