В администрацию МО Ломоносовский обратилась жительница района с жалобой на отсутствие в течение нескольких дней горячей воды. По ее словам, управляющая организация перекрыла воду во всем стояке, так как собственника квартиры, где образовалась течь, нет на месте. При этом доступ в квартиру есть, но работы по устранению неисправности не ведутся, поскольку необходимо вскрыть технологическую нишу, чтобы добраться до труб, а собственник разрешения не давал.
Что делать в такой ситуации?
Ситуация действительно непростая, поскольку здесь одновременно действуют несколько норм, которые в некоторой степени противоречат друг другу. С одной стороны – конституционное право на неприкосновенность жилища, с другой – требования Постановления РФ о качестве предоставления коммунальных услуг и нормативы Госстроя о сроках устранения аварий. Также стоит сказать, что порядок действий управляющей организации в таких ситуациях не утвержден нормативно-правовым актом, поэтому каждая УК выходит из такой ситуации по-своему.
Мы проанализировали судебную практику по таким делам, а также изучили рекомендации прокуратуры города Москвы. На основании этой информации примерный план действий управляющей организации в таких ситуациях должен выглядеть так:
1. УО должна принять все меры к оповещению собственников помещения, в котором случилась авария: звонки, телеграмма по известным адресам, заказные письма и т.д.
2. Если в разумный срок собственников найти не удалось и при этом аварийная ситуация (либо отключение подачи коммунального ресурса) представляет угрозу для жизни или имущества других лиц, то управляющая организация должна обратиться в полицию за содействием в получении доступа в квартиру. К сожалению, срок, в течение которого должен объявиться собственник, нигде не оговорен, поэтому его стоит соотносить с последствиями невозможности своевременного устранения аварийной ситуации. Например, если собственника нет в течение одного дня, а ущерб от залития минимален (локальные следы протечек в ванной), то вскрытие квартиры вряд ли будет сочтено адекватным действием.
3. После вскрытия квартиры обязательно должен быть составлен акт с подписями уполномоченного сотрудника управляющей организации, сотрудника полиции и свидетелей.
Жителям, которые оказались в ситуации, похожей на описанную в начале, можно посоветовать следующее:
1. Обязательно фиксировать начало отключения подачи ресурса (воды, отопления, электричества, газа) через подачу обращения в Единую диспетчерскую службу. Номер и дату подачи обращения важно сохранить.
2. В случае, если в нормативные сроки* подача ресурса не возобновлена, нужно незамедлительно написать официальное обращение в управляющую организацию и Мосжилинспекцию с указанием номера и даты заявки в диспетчерскую.
3. После возобновления подачи ресурса – требовать перерасчета оплаты за соответствующую услугу.
* Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимые отклонения качества коммунальной услуги определены в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”