Что не так с детскими площадками?

Почему дети любят залезать в грязь или в опасные места? Надо ли ограничивать эти стремления? Чем плохи традиционные детские площадки? С помощью исследований по психологии, урбанистики и социологии пытаемся разобраться, какая площадка будет интересна и полезна детям.

Наверняка всем хоть раз доводилось быть свидетелем ситуации, когда родители отчитывают ребенка за то, что он испачкался во время игры на детской площадке. Для наблюдателя это может выглядеть как разговор на разных языках, потому что стороны абсолютно не понимают друг друга. Родителей прежде всего заботит здоровье ребенка (вдруг вместе с песком он проглотил опасных микробов?) и внешний вид (штаны ведь только что стирали!), ребенок же вполне доволен собой, потому что узнал, как здорово плещутся лужи, когда на них прыгаешь, или как интересно булькает грязь, когда сжимаешь ее в руках. То же самое можно сказать и про ситуации, сопряженные с опасностью. Бабушка с дедушкой, едва заметив, что внук забирается на крышу горки, уже хватаются за сердца, а внук тем временем очень рад, потому что открыл новый способ использования горки и покорил свой маленький Эверест.

Arek Socha с сайта Pixabay

Ответом на эти переживания взрослых стал поиск «идеальной площадки». Список требований к ней весьма широк: никакого натурального покрытия (потому что грязно), никаких песочниц (потому что в них справляют нужду кошки), никаких беседок и навесов (потому что будут собираться алкоголики), никаких высоких комплексов (потому что дети будут падать), никаких углов и выступающих поверхностей (потому что будут стукаться) и так далее.

Если передать все эти пожелания архитектору, то в результате получится абсолютно пустая площадка (непременно с покрытием из резиновой крошки), очевидная неинтересность которой будет заметна даже тем, кто участвовал в формировании перечня требований к площадке.

Можно ли найти выход из этой ситуации?

Можно.


«Позволять детям играть, создать им возможности для игры и не только им, но и всем – первейшая обязанность и задача общества, мимо которых оно не должно проходить. Игровые площадки, устройства и оборудование – не роскошь, а вынужденная необходимость в условиях плотной городской застройки и транспорта»

из предисловия к книге “Проектирование детских игровых площадок”, Г. Агде, А. Нагель, Ю. Рихтер, издана на русском языке в 1988 году.


Эта полезная грязь

Для начала нужно найти ответ на уже заданный вопрос – почему детям нравится грязь?

Ответ предельно прост – им интересно. Игра – это биологическая необходимость и первичный механизм, с помощью которого дети познают физическое окружение (1). Поэтому замешивание теста из грязи или прыжки по лужам – не что иное, как эксперименты по исследованию окружающего мира. Чрезмерные запреты, накладываемые на такие эксперименты, обедняют приобретенный опыт ребенка, что в свою очередь влияет на его дальнейшее развитие.

Игры с грязью могут не только развивать ребенка как личность, но также оказывают влияние на здоровье детей, причем положительное. Согласно т. н. «гигиенической гипотезе» дети, растущие в экстремально чистом окружении и редко сталкивающимися с бактериями, вирусами и паразитами, встречающимися в грязи, более подвержены риску развития аллергии и астмы (2). Более того, ученые Бристольского университета, занимающиеся изучением бактерий, даже выдвинули гипотезу о том, что бактерия Mycobacterium vaccae, которую можно обнаружить в земле, влияет на уровень серотонина (также известного как «гормон хорошего настроения») (3).

Производители оборудования детских площадок не остаются в стороне от исследований, выявляющих пользу грязи для детей, и предлагают устанавливать на площадках «грязевые кухни».

источник фото – https://www.hearthsong.com/p/p/868313

Даже такой существенный аргумент, как польза для здоровья, не может служить обоснованием превращения всех существующих детских площадок в грязевые ванны, но это безусловно аргумент за уменьшение использования синтетических покрытий площадок.

Риск – это интересно

Как и тяга потрогать впервые увиденные объекты, стремление залезть на самую верхушку детского комплекса или совершить иной рискованный поступок также неразрывно связаны с заложенным природой механизмом развития и взросления. Ученые наблюдали за играми молодых млекопитающих и отмечали аналогичное рисковое поведение (например, намеренное падение молодых шимпанзе с верхушки дерева с остановкой на последней ветке у земли). Для проверки значимости риска при взрослении ученые провели опыты с лабораторными крысами. Итоги оказались неожиданными: крысы, которых не ограничивали в социальных взаимодействиях с сородичами, но лишали игр, в дальнейшем вели себя неестественно, проявляя немотивированную агрессию и страх. (4)

Такие исследования внесли вклад в становление теории эмоционального контроля, которая считает одной из основных функций игры обучение молодых млекопитающих регулированию таких эмоций, как гнев и страх. Полезный навык, помогающий в дальнейшем существовать в обществе и взаимодействовать с другими его членами.

Ученые отмечают существенные изменения в перечне детских активностей, разрешаемых родителями. То, что было допустимо несколько десятилетий назад, сейчас считается опасным. Исследование, проведенное в Великобритании, показывает, что 43% опрошенных родителей считают, что дети младше 14 лет не должны находиться на улице без присмотра, а половина из этих 43% думают, что отпускать детей одних можно только с 16 лет (5).

Одновременно с ужесточением контроля за детьми специалисты отмечают рост психологических проблем у детей – по сравнению с 50-ми годами прошлого века число молодых людей, у которых диагностирована депрессия или беспокойство, увеличилось в 5-8 раз (6).

Получается, что, предотвращая для ребенка любую возможность столкнуться даже с минимальным риском и опасностью, мы тем самым способствуем увеличению риска возникновения у него ментальных проблем.


«Следует помнить о том, чтобы забота о безопасности ребенка не ограничила игровые возможности оборудования.
Неограниченный риск, естественно, не может быть принят. И если говорится, что риск допустим, то имеется в виду тот риск, который необходим для создания интереса к игре, но при этом принимаются все возможные меры, исключающие возможность травмирования детей»

из предисловия к книге “Проектирование детских игровых площадок”, Г. Агде, А. Нагель, Ю. Рихтер, издана на русском языке в 1988 году.


Запрещать запрещено

Обеспокоенные засильем стерильных и скучных площадок энтузиасты предлагают экстремальное решение – «площадки-свалки» или «площадки приключений». Концепция площадки The Yard («Двор»), расположенной в Нью-Йорке, выглядит следующим образом: внутрь площадки допускаются только дети (без родителей) в возрасте от 6 до 18 лет, присмотр за детьми обеспечивают специально обученные люди, посещение площадки бесплатно, но организаторы приветствуют добровольные пожертвования на обслуживание площадки. На площадке дети могут создавать и разрушать объекты, использовать инструменты (в том числе пилы и молотки), взаимодействовать с природными материалами, создавать костюмы, и все это в атмосфере, допускающей физические, эмоциональные и социальные риски, которые способствуют развитию их уверенности, навыков и самостоятельности (7). Перед посещением площадки родители в обязательном порядке знакомятся с правилами и дают свое согласие на пребывание ребенка на площадке.

Площадка The Yard. Видео с площадки можно посмотреть по ссылке.

Источник фото – https://www.play-ground.nyc/the-yard

Похожих правил придерживаются и создатели площадки The Land («Земля»), расположенной в Уэльсе. В описании площадки указано, что «игра-приключение подталкивает детей и подростков экспериментировать с риском, вызовами, с которыми они сталкиваются, и проявлять свою креативность под ненавязчивым присмотром подготовленных сотрудников» (8).

Безусловно, бросаться из крайности в крайность и заменять все существующие площадки на царство грязи, строительных материалов и детской свободы не стоит, однако примеры этих площадок, а главное – большое число их довольных пользователей, показывают, что вариант «стандартный детский городок на площадке из резиновой крошки» не является единственно верным.

В поисках оптимального варианта

Какой же должна быть детская площадка в городе? Ответить на этот вопрос одновременно и просто, и сложно.

Если говорить о принципах, которые должны лежать в основе проекта любой площадки, то они опубликованы во множестве научных работ и статей (9, 10). Площадка, которая не просто выполняет функцию «временного хранения» ребенка, но позволяет ему с пользой провести время, должна:

  1. Предоставлять возможность для разных занятий. Это и физическая активность (например, бег, качание на качелях), и творчество (рисование, игра на музыкальных инструментах), и социальное взаимодействие (совместная выработка правил игры, дружеская болтовня), и фантазирование (игры в пиратов, дочки-матери).
  2. Учитывать особенности места. Во многих дворах установлено типовое оборудование. Конечно, когда на месте старой, поломанной детской площадки появляются новые яркие пластиковые карусели и домики, это смотрится необычно и вызывает интерес, но что, если то же самое появляется во всех дворах района? Площадки, которые имеют свою изюминку, обыгрывают исторические, культурные или иные особенности места, вызовут гораздо больше интереса.
  3. Создавать условия для разных групп детей. Площадки выполняют важную социальную функцию – учат взаимодействию в обществе. Общество неоднородно, в нем есть люди разные по возрасту и по физическим возможностям. Разделяя площадки на площадки для дошкольников и детей постарше, на здоровых детей и детей с инвалидностью, мы создаем барьеры для их совместного взаимодействия для того, чтобы они увидели и узнали друг друга. Конечно, нельзя ставить детскую песочницу посреди скейт-парка, но, как показывают уже реализованные в Москве проекты, совмещать разные группы детей в рамках одного игрового пространства возможно.
  4. Использовать как можно больше натуральных материалов. Самая простая иллюстрация преимущества натуральных материалов – пляж. Дети часами могут строить замки и крепости из песка. В этом случае пластичный материал и воображение ребенка – все, что нужно для интересной игры. Не стоит забывать и про экологическую составляющую. Покрытие из резиновой крошки (из автомобильных покрышек) в отличие от песка, гальки и древесной коры выделяет, особенно при сильном нагреве, вредные вещества (11).
  5. Быть безопасной, но интересной. Разумный риск, заложенный в проекте площадки (например, высокая горка), как уже было отмечено в статье, позволяет ребенку самому определять свою готовность к тем или иным занятиям и постепенно усложнять свою активность.

Теперь о сложностях. Основная сложность заключается в том, что уместить все вышеперечисленное в пределах территории типовой площадки во дворе непросто, а в некоторых случаях вообще невозможно.

Даже архитектор с мировым именем вряд ли сможет учесть все принципы создания детской площадке на таком пятачке.

Площадка у нового дома по программе реновации, ул. Архитектора Власова.

Что же делать в этом случае? – вспомнить о том, что в соседних дворах тоже есть площадки, и перейти к комплексному планированию территории. Сейчас в подавляющем большинстве дворов детские площадки похожи друг на друга: стандартные детские комплексы из яркого пластика или деревянных панелей, одинаковый набор оборудования на поверхности из резиновой крошки (в некоторых районах также массово заменяется на покрытие из искусственной травы, которое абсолютно бессмысленно на детских площадках и даже вредно, поскольку не обеспечивает защиты от падений).

Почему бы не проявить вариативность, не сделать площадки тематическими?

В то же время социологи и архитекторы, работающие с детскими объектами, задают более радикальный вопрос – почему дети должны находиться на детских площадках, как в резервации? Из этого вопроса родилась концепция «Города, удобного для детей».

Эта концепция предполагает прежде всего повышение безопасности городского пространства для детей (меры, направленные на снижение рисков ДТП с детьми, хорошая освещенность города), развитие пешеходной доступности общественных мест, мест отдыха, ограничения плотности и этажности застройки, обеспечение потребности детей в общении, игре, творчестве, отдыхе и контакте с природой (12). Нетрудно заметить, что воплощение этих принципов в городском планировании сделает город удобным не только для детей, но для всех его жителей.

Подводим итоги

Нередко можно столкнуться с необъяснимой привязанностью людей к вещам, которые кажутся нам неказистыми и нелепыми. На все попытки замены такой вещи на что-то более новое, модное и современное ее владелец будет отвечать категорическим отказом, потому что с вещью его связывают сильные впечатления, воспоминания и эмоции.

Похожие истории бывают и в сфере управления городом. Как часто вам встречались новости об очередном противостоянии жителей планам по «развитию города», которые для этих жителей означают уничтожение исторического или значимого места в угоду строительства современного офиса или нового дома? Эта привязанность может выглядеть иррационально, но ее связь с уровнем комфорта, который ощущают жители, неоспорима.

Как мы видим, с детскими площадками тоже все непросто. Качели и карусели скрывают гораздо более глубокий смысл, чем банальное удовлетворение потребности в физической активности. Игровое пространство для детей, спроектированное с вниманием к их потребности в общении, творчестве, выяснению границ собственных возможностей (и постепенному преодолению этих границ), напрямую влияет на развитие их личности.

Слишком сложный вопрос, чтобы решать его простой установкой нового, но однотипного оборудования.

Слово экспертам

Анна Сиприкова, городской планировщик, руководитель международного проекта «Улицы – детям», со-автор книги «Проектирование улиц для детей/Designing Streets for Kids»

Проблема организации уличного досуга детей гораздо шире, чем неправильная планировка детских площадок.

Наши дети дышат грязным воздухом, потому что площадки окружены машинами (а дети до 5 лет вдыхают в два раза больше воздуха на массу тела чем взрослые и, соответственно, получают в два раза больше вредных веществ). Сейчас в нормах есть оценка по инсоляции, но нет исследований и требований по качеству воздуха. Все мы протираем черную пыль с подоконника – а теперь представьте, что попадает в легкие детям, которые сидят прямо на уровне выхлопной трубы, особенно когда машины прогревают в холодный сезон.

Типовые площадки негативно влияют на вестибулярный аппарат у части детей и никак не помогают наладить общение (есть эксперимент, при котором повесили плакаты с подсказками, о чем родителям говорить с детьми), на площадках крайне мало закрепляющих обучение материалов – счет, дроби, слова, и так далее. Может показаться невероятным, но это даже способно приводить к нарушениям речи и социальных связей у детей.

Нам достался дар от советского планирования – площадок очень много, но половина из них бесполезная, детям там скучно быть дольше чем пол часа. При этом сейчас есть отличная тенденция обновления площадок в парках – там много интересных примеров. Но сколько обычному москвичу ехать в парк? И удобно ли ехать туда с детьми, особенно маленькими?

При планировании мест для детей, обязательно нужно учитывать интересы родителей, бабушек и дедушек, нянь, старших братьев и сестер – всех, кто следит за детьми. Им нужны скамейки, удобно расположенные по отношению к площадке. В ряде стран на площадках предусмотрен доступ к общественным (чистым) туалетам.

Проблема многих площадок не в том, что они не тематические. А в том, что при проектировании не учитываются принципы когнитивного, социального, физического развития. Почему бы не сделать площадки в первую очередь полезными? Использовать натуральные материалы, добавить разнотравие. Детский огород, вовлечь детей и взрослых в проектирование – привязать это к урокам природоведения в школе. Для этого нужна комплексная и системная районная и городская программа. Детям нужны тактильные ощущения – вода, песок, запах, вкус, сенсорные поверхности (камни), цвет (птицы, растения – не кислотные цвета).

Если в кратко, на мой взгляд, основная проблема в отсутствии комплексной программы (мастерплана) детских пространств, как например в Лондоне. И полное отсутствие включения самих детей и родителей в процесс проектирования, планирования, и содержания площадок. Нет систематического сбора обратной связи и дневников наблюдения за пространством - это основа основ функционирующих общественных пространств, которыми являются детские площадки. И параллельно с этим мы крайне мало бьем тревогу, о том, что мы незаметно убиваем наших детей - крайне мало безопасных пешеходных переходов, вокруг площадок загазованность, повышен уровень шума, понижается физическая активность - проблем очень много.

Ольга Рокаль, архитектор, педагог. Со-основатель и партнер архитектурного бюро “UTRO” и образовательного проекта для детей̆ и подростков «МЕСТО:» Лауреат премии ARHIWOOD за проект инклюзивной детской площадки в Саду им. Баумана 2013.

Есть такие вещи или явления, которые так плотно вошли в нашу жизнь, что кажется были с нами всегда. Например, детские площадки.

Но если посмотреть на историю их появления и трансформации, от песчаных садов в Германии и Бостоне в конце 19 века (нечто среднее между детским садом и площадкой) до стандартных игровых комплексов наших дней или от дефицита природных пространств в быстро растущих городах до резерваций для детей, спроектированных, высчитанных по нормативам и подобранных по каталогу, получается, что детские площадки с нами всего около 120 лет.

Однако эволюция подхода к созданию детских площадок привела к неожиданным результатам. Все что мы имеем сейчас - это не про развитие ребенка и создание комфортных условий для него/нее и родителей, а про комфортную бюрократию: удобно объявить тендер, не интересуясь мнениям пользователей/горожан, выбрать компанию производителя оборудования по наименьшей цене (а это потеря в качестве, и расходы на амортизацию), эксплуатировать (красить по весне, заменять детали, если надо) и безопасно, т.е. не рискованно, а значит не будет проблем с родителями.

В результате мы получаем пространства, в которых скучно, неудобно, не интересно и детям, и родителям, а гулять ведь надо каждый день. Косвенно такая среда влияет и на взаимодействие родителей с детьми, эмоционально обедняя их совместный досуг.

Источники:

1 – https://www.bl.uk/britishlibrary/~/media/bl/global/social-welfare/pdfs/non-secure/p/l/a/play-naturally-a-review-of-childrens-natural-play.pdf

2 – https://www.parentmap.com/article/why-playing-in-the-mud-is-great-for-your-kid

3 – http://www.bristol.ac.uk/news/2007/5384.html

4 – https://www.psychologytoday.com/us/blog/freedom-learn/201404/risky-play-why-children-love-it-and-need-it

5 – Burssoni, M., Olsen, L., Pike, I., & Sleet, D. (2012). Risky play and children’s safety: Balancing priorities for optimal development. International Journal of Environmental Research and Public Health, 9, 3134-3148.

6 – Gray, P. (2011). The decline of play and the rise of psychopathology in childhood and adolescence. American Journal of Play, 3, 443–463.

7 – https://www.play-ground.nyc/mission

8 – https://avow.org/services/play-provision/

9 – ttps://strelkamag.com/ru/article/pravila-idealnoi-detskoi-ploshadki-gde-tochno-ne-budet-skuchno https://playgroundideas.org/10-principles-of-playground-design/

10 – http://playspaces.ru/materialyi-post-1/

11 – http://playspaces.ru/resina/

12 – http://playspaces.ru/gorod-druzhestvennyiy-k-detyam/