Поиск компромисса, а не виноватых

29 апреля 2021 состоялось внеочередное заседание Совета депутатов, полностью посвященное теме благоустройства, в том числе благоустройства двора на Кравченко 16.

Предложенные управой Ломоносовского района адреса благоустройства не были утверждены.

Результаты заседания прокомментировал глава муниципального округа Гордей Нефедов.

«Отсутствие решений, а значит и невозможность приступить к началу работ, — это безусловно не тот результат, на который рассчитывали жители. И это не тот результат, к которому стремятся депутаты. Но вопреки с каждым разом все более эмоционально звучащим упрекам со стороны управы района не Совет депутатов тому виной.

До недавнего времени система осваивания денег на районное благоустройство в Москве работала как часы – списки, которые приходили из управы, без раздумий согласовывались Советами депутатов и сразу же отправлялись в работу. Итог этой работы известен: значительная часть средств на благоустройство регулярно направлялась на «бордюринг», замену свежего асфальта на еще более новый и так далее. Вопросы были и к обновлению районной инфраструктуры – детских комплексов, лавочек, зеленых насаждений. Выбор того или иного объекта для благоустройства был абсолютно непрозрачен. Почему в одном дворе пластиковые МАФы меняются на другие пластиковые МАФы, а в другом дворе до сих пор стоит советское игровое оборудование? До определенного времени эти и подобные вопросы на заседаниях Советов депутатов не возникали. И именно в тот момент, когда эти вопросы наконец начали озвучиваться, система районного благоустройства забуксовала.


Однако выход был найден достаточно быстро – вместо того, чтобы отвечать на неудобные вопросы, решено было валить все на недоговороспособность обновленных Советов депутатов.
В Ломоносовском районе это наложилось на проблему Кравченко 16. Для тех, кто забыл, я напоминаю, что двор по этому адресу был отбит от точечной застройки самоотверженными действиями жителей. Уникальный для Москвы случай. К сожалению, саму площадку отстоять не удалось – она была уничтожена в первые дни противостояния, 16 сентября 2017 года.То есть при самом неблагоприятном исходе в сентябре этого года мы сможем отметить 4-летие пустыря, на месте которого раньше был благоустроенный двор.
Но никаких оснований для очередной отсрочки восстановления Кравченко 16 нет. В 2019 году решением Совета депутатов на создание проекта благоустройства этого двора были согласованы 700 тысяч рублей. Проект был создан и при непосредственном участии активных жителей доработан 2019 году. Но, к сожалению, вместо предложения о направлении выделенных средств на благоустройство Кравченко 16 (общая стоимость работ – 29 миллионов рублей), управа, начиная с 2019 года, регулярно направляет в Совет депутатов просьбы о софинансировании этого проекта.

Я не буду углубляться в юридические различия источников финансирования работ по благоустройству района, скажу лишь основное: у органов местного самоуправления в Москве нет полномочия заказывать работы по благоустройству, в бюджете муниципальных округов нет статьи «благоустройство». Все средства, которые идут на детские площадки, асфальт и прочее – это все бюджет Москвы, просто распределенный по разным кошелькам. Но есть ключевое отличие – депутаты Совета депутатов могут вносить свои предложения по благоустройству только в отношении средств экономического развития районов (т.н. «СЭР»), просьбы о включении того или иного адреса в перечень работ за счет иных источников финансирования могут даже не рассматриваться. В Совет депутатов, как и в управу, регулярно поступают просьбы о включении адресов в программу благоустройства. Все эти просьбы невозможно уместить в более чем скромный годовой объем СЭР, который в 2021 году составляет 7,2 миллиона рублей (то есть в 4 раза меньше, чем восстановление одного лишь двора на Кравченко 16). Управа же своими просьбами о софинансировании предлагает Совету депутатов полностью отказаться от возможности подавать свои заявки на благоустройство, потому что ранее средства СЭР не были использованы и вернулись в бюджет Москвы. Это звучит особенно цинично, зная, что предложения, сформированные Советом депутатов на средства СЭР в 2020 году, были отклонены именно управой.

Тем не менее мы понимаем, что без содействия со стороны управы программа благоустройства в этом году реализована не будет. Поэтому мы предлагаем считать результаты прошедшего заседания Совета депутатов «перезагрузкой» процесса согласования работ по благоустройству и призываем управу к диалогу.

18 февраля 2021 года на заседании Комиссии по развитию депутаты и глава управы Ксения Владимировна Кравцова договорились о том, что Кравченко 16 будет целиком включено в список, формируемый управой из средств т.н. “стимулирования управ районов”. К сожалению, вразрез с этой договоренностью управа прислала другой проект. Надеемся, что по результатам новых совместных обсуждений, компромисс все-таки будет найден.»

Комментарий председателя Комиссии по развитию, депутата Ольги Штацкой:

«Система согласования «списка адресов для благоустройства» определена Постановлениями № 849-ПП и 484-ПП. Управа, Жилищник и депутаты получают заявки от жителей, управа все аккумулирует и составляет список на текущий год.

В среднем в год на благоустройство в районе поступает из бюджета города Москвы 67 миллионов рублей, бОльшую часть (60 млн) распределяет Управа (средства стимулирования управ), согласовывая с Советом депутатов, а неизменную в сумме часть 7 миллионов двести тысяч (средства экономического развития района) распределяет Совет, согласовывая с Управой.

Стоимость благоустройства варьируется в зависимости от количества качелей/горок, устройства покрытия и работ. То есть может составлять как 100 тысяч – поставить лавочки и урны, так и 29 миллионов, как в случае в площадкой Кравченко 16, которую надо восстанавливать на голом месте.

16 сентября 2017 года площадка была уничтожена, несмотря на заверения Префекта, что никакого строительства на этом месте не будет, а будет стоять площадка, как и стояла 55 лет до этого.


Больше года длилась борьба жителей за право иметь благоприятную окружающую среду, гарантированную конституцией.

Почему жители должны бороться за очевидное и законное? Почему бюрократическая машина так неповоротлива в позе избушки, повернувшейся к нам задом?

Помогала ли жителям Кравченко исполнительная власть? Мне такие случаи не известны. Если не считать помощью автобус с бойцами Росгвардии, вызванной на место установки знака «Стоянка запрещена», признанным, кстати, незаконным.

Началась эта борьба гораздо раньше, еще на публичных слушаниях по межеванию квартала и на публичных слушаниях по внесению изменений в правила землепользования и застройки. Активисты писали замечания, просьбы и требования изменить статус земельного участка. Как часто случается, голоса жителей не были услышаны.

В 2019 году был разработан проект благоустройства площадки. Ждали только поступления средств в район для согласования начала работ.

Для соблюдения всех процедур была собрана комиссия по развитию, на которой договорились о приоритетах: Кравченко 16 – номер 1.

Для закрепления решением Совета депутатов достигнутой на комиссии договоренности был собран внеочередной совет депутатов, на который поступил проект с дополнениями и изменениями, внесенными главой управы в одностороннем порядке.

5 апреля собирается комиссия по развитию, на которой хотелось получить пояснения от главы управы по поводу изменения договоренностям.

Управа предоставляет аргументы:

  • жители пришли и попросили,
  • в прошлом году средства СЭР ушли в бюджет,
  • нет решения по проекту СЭР.

Предложения по СЭР, представленные депутатами в 2020 году, управой согласованы не были, а без согласования управы предложения не могут быть реализованы.

Зачем писать процедуры, регламенты, запрашивать дефектные ведомости и вникать в детали, когда достаточно собрать группу и «попросить».

В этой истории мне не нравится попытка противопоставить жителей разных домов. Этот пример, к сожалению, свидетельствует о желании получения быстрой благодарности от малой группы, даже в ущерб интересов другой малой группы людей, а не о намерении конструктивно работать и расширять взаимодействие и объединение жителей, и только через такое взаимодействие обязательно учитывать интересы и малых групп людей в том числе, привлекать жителей района и к выбору дворов для благоустройства.

И особенно не нравится, что достигнутые договоренности не выполняются. 

Несмотря на это, депутаты готовы к конструктивному разговору с управой.»


Видеозапись заседания и проекты решений Совета депутатов доступны на официальном сайте муниципального округа Ломоносовский