Юрист администрации муниципального округа Ломоносовский А..А Клыга делится алгоритмом действий при протечке крыши в вашем многоквартирном доме.
В вашей квартире, расположенной на последнем этаже дома, протекает крыша? Согласимся, ситуация довольно неприятная: наносится ущерб квартире, имущество теряет свои ценные свойства. Возникает всем известный вопрос: кто виноват и что делать? Попытаемся ответить на него с точки зрения действующего жилищного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Если вы столкнулись с тем, что после прошедшего ливня вашу квартиру залило с крыши, то в данном случае претензии и возможное исковое заявление необходимо адресовать управляющей организации вашего многоквартирного дома, потому что крыша дома – это общее имущество собственников, которое обслуживается соответствующей управляющей организацией.
Перечень элементов многоквартирного дома, которые входят в состав общего имущества собственников помещений, указан в ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Верховный суд РФ отмечал, что крыша является общим имуществом многоквартирного дома тогда, когда она обслуживает два и более жилых помещения. Соответственно выявление дефектов и поддержание крыши в исправном состоянии – это обязанность управляющей организации. Если управляющая организация вовремя не проведет планово-предупредительный ремонт, и в результате этого пострадает имущество собственника, она будет вынуждена добровольно (или принудительно через суд) возместить ущерб.
В Москве не сложно узнать, какая управляющая организация обслуживает каждый дом. Можно просто посмотреть на платежный документ, который приходит вам ежемесячно. В нем указаны реквизиты юридического лица – управляющей организации. Перепишите их или не откладывайте платежку – она нам еще понадобится. Для пущей уверенности воспользуйтесь интернет-сайтом https://dom.mos.ru/. В появившейся поисковой строке вбейте адрес своего дома и получите подробную информацию об управляющей организации, которая осуществляет его обслуживание.
В случае выявления протечки крыши жилого помещения, немедленно позвоните в Единый диспетчерский центр (ЕДЦ) по номеру 8 (495) 539-53-53, расскажите про сложившуюся ситуацию, оставьте заявку на оформление акта залива. Важно позвонить именно в ЕДЦ, потому что ваша заявка будет зарегистрирована с указанием конкретной даты и точного времени. Заявка ставится на контроль, а поэтому обязательно будет исполнена. До составления акта сделайте достаточное количество фотографий, на которых видны последствия протечки, снимите видео на собственный телефон. Результатом вашей заявки в ЕДЦ станет оформление акта, в котором должны быть отражены все последствия от протечки. Будьте внимательны, этот акт в последующем будет вашим главным доказательством, подтверждающим факт протечки в жилом помещении, поэтому впишите туда все объекты жилого помещения, пострадавшие от протечки и всё пострадавшее имущество (обои, мебель, натяжной потолок и пр.).
Далее мы советуем провести независимую оценку ущерба. Необходимо будет прибегнуть к независимым специалистам. Обычно этим занимаются коммерческие оценочные компании, у которых есть сотрудники с соответствующим образованием. Средняя цена такой оценки в Москве от 6000 до 10000 рублей. Потраченные на оценку денежные средства возможно возместить через суд (если управляющая организация не возместит их добровольно).
Следующий шаг: взаимодействие с управляющей организацией. Отправьте на фактический адрес заказное письмо с описью вложения, в котором кратко опишите произошедшую ситуацию, попросите выполнить работы по ремонту крыши и выплатить вам компенсацию за повреждение вашего жилого помещения, иного имущества и компенсацию морального вреда. К письму приложите копию независимой оценки ущерба. Помните, что в данном случае на вашей стороне действует Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», представляющий вам как гражданину защиту от некачественно оказанных услуг и накладывающий на причинителя вреда обязанности по возмещению понесенных собственником расходов на восстановительный ремонт.
С момента получения управляющей организацией вашего письма (момент получения заказного письма можно отслеживать по трек-номеру, указанному на чеке, через интернет-сайт https://www.pochta.ru/tracking) начинают течь десять суток, в течение которых управляющая организация должна удовлетворить ваше требование как потребителя услуг (просрочка по сроку влечет наложение пеней и штрафа за каждый день просрочки в случае, если ваши требования будут удовлетворены в суде) и выплатить вам компенсацию за понесенные расходы на восстановление жилого помещения и компенсацию морального вреда.
В условиях, когда управляющая организация не ответит вам в десятидневный срок или откажется признавать вашу оценку и во всех иных случаях, когда вы поймете, что добровольной компенсации не предвидится, то смело подавайте исковое заявление в суд по месту нахождения жилого помещения (узнайте территориальную подсудность вот здесь – https://mos-gorsud.ru/mgs), укажите себя как истца с полным ФИО, со своими контактными данными и адресом для корреспонденции, укажите вашу управляющую организацию с реквизитами из платежки, о которых мы говорили в начале, опишите произошедшую ситуацию, подпишите заявление и приложите к нему акт, независимую оценку, вашу переписку с управляющей организацией. Одну копию иска с приложениями отправьте на адрес управляющей организации, вторую – в суд с доказательством, подтверждающим отправку документов управляющей организации (таким доказательством является чек с почты, просто прикрепите его к пакету документов для суда).
Обратите внимание! Если сумма ваших исковых требований превышает 100 000 рублей, то иск надо подавать в районный суд (ст. 24 ГПК РФ). Если сумма требований до 100 000 рублей, то иск подается в мировой судебный участок (пп. 5 п. 1 ст. 23 ГПК РФ).
Отслеживайте статус вашего дела в мировом суде через интернет-сайт – https://mos-sud.ru/, а в районном суде – через интернет-сайт – https://mos-gorsud.ru/mgs. Приходите в назначенный день и время в суд и озвучьте свою позицию. Уточните исковые требования по необходимости: у вас есть право требовать денежные средства на ремонт жилого помещения (данная сумма обычно отражена в независимой оценке), неустойку за несвоевременное удовлетворение ваших требований в десятидневный срок, компенсацию морального вреда, расходы, понесенные на оформление независимой оценки и, если вы передадите дело юристу, то расходы на него тоже взыскивают на основании предоставленного договора или платежного документа (расписка, например, тоже выступает доказательством).
А что же с крышей? Суд, о котором шла речь в данной заметке, защитит ваши права как потребителя, но не обяжет управляющую организацию произвести ремонт или устранить дефекты на крыше дома. В данном случае можно прибегнуть к жалобе в Мосжилинспекцию Москвы (через сайт – mos.ru) и жалобу в Роспотребнадзор (https://www.rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline2.php) как на субъекта, некачественно оказывающего услуги жителям по обслуживанию многоквартирного дома. В крайнем случае опять же можно фиксировать (с помощью вышеописанных актов) систематические протечки и требовать снижения стоимости за обслуживание многоквартирного дома. Практика показывает, что внимание не одного жителя, а большинства жителей верхних этажей позволяет стимулировать управляющую организацию исполнять свои обязанности в соответствии с законом и договором.
Юрист администрации МО Ломоносовский А.А Клыга