Если вокруг появилось много плакатов с улыбающимися людьми, обещающими перемены к лучшему, значит на носу выборы. Рассказываем о предвыборной агитации: что можно, а что нельзя делать в борьбе за голоса избирателей, и как жители могут участвовать в контроле за чистотой выборов задолго до дня голосования.
Агитация – это любые действия, побуждающие голосовать за (или против) определенного кандидата или партийный список. В зависимости от уровня выборов и бюджета избирательной кампании конкретные формы агитации могут существенно отличаться. Если на муниципальном уровне кандидат может лично заручиться поддержкой необходимого числа избирателей, то уже на уровне городского парламента, а тем более на федеральных выборах это сделать невозможно, потому что речь идет не о сотнях, а о десятках тысяч или миллионах голосов.
Раз обойти всех избирателей лично кандидат не сможет, значит ему понадобится помощь в распространении информации о себе. Это можно сделать с помощью найма агитаторов, а также с помощью печатных и цифровых материалов в поддержку кандидата. В случаях, когда кандидат не испытывает недостатка с финансированием кампании, к услугам его политтехнологов полный набор различных вариантов агитации: агитаторы, с ног до головы одетые в вещи с символикой кампании, реклама на информационных стендах и билбордах, заметки в газетах (или даже целая газета, специально зарегистрированная под проведение предвыборной кампании), репортажи на телевидении, видеоролики с известными людьми, реклама в соцсетях и так далее.
Сколько стоит участие в выборах?
Печать агиток, оплата агитаторов, аренда предвыборного штаба – все это стоит денег. Безусловно, сюрпризы случаются. Например, в 2019 году на выборах депутатов Мосгордумы два мандата получили кандидаты, избирательный фонд которых составил 0 руб. (Магомет Яндиев) и 3 500 руб. (Александр Соловьев). Это аномальный результат, обусловленный особенностями тех выборов, запомнившихся в том числе многочисленными акциями протеста в центре Москвы. Однако в стандартных условиях рассчитывать на победу с нулевым бюджетом кампании довольно наивно. Затраты на избирательную кампанию складываются из: · Аренды штаба. Это место, откуда идет управление кампанией. В некоторых случаях в штабе также может проводится сбор подписей, обучение агитаторов и наблюдателей. Стоимость аренды сильно зависит от места расположения штаба, размера помещения и других факторов. В среднем можно говорить о 60.000 рублей за самый скромный вариант (маленькое помещение с неудобным расположением) до 300.000 рублей и более за просторный офис, расположенный в центре города. · Оплаты сотрудников штаба. Минимальная команда для участия в выборах состоит из юриста, политтехнолога, менеджера по работе с волонтерами и агитаторами, сотрудника, который курирует выпуск и распространение агитационных материалов, офис-менеджера, отвечающего за то, чтобы сотрудники, волонтеры и агитаторы всегда были обеспечены всем необходимым и начальника штаба, отвечающего за общий результат кампании. В зависимости от размера бюджета сотрудники могут совмещать ряд обязанностей (что в большинстве случаев сказывается на качестве избирательной кампании) или наоборот штаб может ломиться от специалистов самого разного профиля (начальника колл-центра, дизайнера, штатного фотографа и оператора, специалиста по найму, SMM-менеджера и пр.). Вознаграждение каждого сотрудника зависит от его позиции и опыта работы. Также расходы на штаб зависят от уровня выборов. Минимальные расходы на оплату сотрудников штаба на выборах депутатов Мосгордумы – около 200.000 рублей в месяц. · Выпуска печатной продукции. В стоимость АПМ (агитационных печатных материалов) входят затраты на дизайн и верстку (для дизайнера без имени могут составлять несколько тысяч рублей за 1 брошюру формата А4), печать материалов (примерно 1 рубль за самую дешевую газету при тираже 30.000 штук, нестандартные материалы на качественной бумаге будут стоить в разы дороже) и распространение материалов (от 1 рубля за доставку в 1 почтовый ящик или от 500 рублей за час работы промоутера у метро). · Оплаты агитаторов. Это как правило самая большая статья расходов предвыборной кампании, потому что от работы агитаторов зависит исход выборов. Как правило агитаторы получают деньги за собранные контакты избирателей (от 200 рублей за 1 контакт). Отдельно оплачивается сбор подписей (если для регистрации на выборах кандидату нужно собрать подписи в свою поддержку). С учетом сложности процедуры за каждую собранную подпись сборщик может получить от 300 рублей. Общие расходы по этой статье на выборах в Мосгордуму исчисляются в миллионах рублей. И это далеко не все расходы. Не стоит забывать также о накладных расходах: бумага, ручки и другая канцелярская продукция, покупка мебели, транспортные расходы, приобретение конструкций для пикетов или встреч с кандидатов во дворах и так далее.
Не всякая агитация – предвыборная
Для начала стоит напомнить о том, что предвыборная агитация – это агитация, осуществляемая в предвыборный период, то есть после официального объявления выборов. Материалы, схожие с традиционной агитацией, но распространяемые до объявления выборов, не являются предвыборной агитацией и не попадают под установленные для нее запреты. В этом случае действуют общие ограничения для рекламных материалов. Например, так популярные в последнее время рекламные конструкции, установленные на автомобилях, далеко не всегда соответствуют законодательству. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (особенно, если грузовик был переоборудован для распространения рекламы и утратил возможность перевозки грузов). Штраф за это нарушение для юридических лиц составляет от 500 тысяч рублей до 1 миллиона.
Все чаще встречаются случаи незаконного использования персональных данных во время предвыборной кампании или до ее начала. «Безобидный» спам в виде смс-сообщений или письма на электронную почту, содержащие информацию о кандидате, на самом деле не так безобидны. Если вы ранее не давали согласие на получение таких сообщений, значит их отправители незаконно используют ваши персональные данные.
Что делать в этом случае? Для начала вспомнить, подписывали ли вы в последние несколько месяцев какие-либо обращения. Вполне может быть, что ваши данные получены законно. Дело в том, что по закону о персональных данных ваш номер телефона, адрес проживания или адрес электронной почты может быть собран только с вашего согласия. Нередко такое согласие прописывается в условиях отправки обращений, именно поэтому специалисты по цифровой безопасности не рекомендуют нажимать кнопку «согласен с обработкой персональных данных», если вы предварительно не прочитали условия, на которые вам предлагают согласиться. Этот совет актуален и для повседневных ситуаций – подписывая заявление на выдачу скидочной карты, обратите внимание на то, как собирается использовать ваши персональные данные магазин, которому вы их представляете.
Если вы уверены, что ваши данные используются незаконным путем, вы можете написать об этом в Роскомнадзор. В зависимости от типа нарушения и совершившего его лица ответственность может быть как административной, так и уголовной.
Ограничения предвыборной агитации
Но вернемся к ситуации, когда выборы уже объявлены официально. Одно из основных ограничений предвыборной агитации заключается в том, что она должна быть оплачена с избирательного счета, о чем обязательно указывается на самом агитационном материале (обычно в самом незаметном месте мелким шрифтом). Это ограничение должно предотвращать случаи использования неучтенных средств для оплаты агитационных материалов.
По окончании выборов кандидат сдает полный финансовый отчет о том, сколько средств поступило на его избирательный счет и сколько было потрачено. К отчету прикладываются в том числе счета на изготовление агитационных материалов и образцы агиток. Оплата агитационных материалов не с избирательного счета – это серьезное нарушение, которое может обернуться снятием кандидата с выборов.
О любых нарушениях законодательства в сфере выборов вы можете сообщить в избирательную комиссию, организующую выборы (для выборов депутатов МГД – Московская городская избирательная комиссия, для выборов депутатов ГД – Центральная избирательная комиссия), или в правоохранительные органы.
Еще одним важным запретом на ведение избирательной кампании является недопустимость подкупа избирателей. В законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” дается довольно широкое понимание подкупа – это любые материальные ценности и услуги, получаемые избирателями от кандидата или его представителей во время предвыборной кампании, за исключением печатной продукции и значков. Иными словами, оценка стоимости полученного предмета роли не играет, подкупом может считаться и шариковая ручка, и воздушный шарик. Кстати, обещания материальных благ, в том числе по итогам голосования, также считаются подкупом.
Также существуют ограничения на участие в избирательной кампании определенного круга лиц. В агитации не могут принимать участие органы федеральной власти, органы власти субъектов Российской федерации, а также органы местного самоуправления (при этом им не запрещается проводить информирование о самих выборах, например, вешать объявления с адресами избирательных комиссий). Помимо самих органов, агитировать в поддержку кандидатов и партий также запрещено их сотрудникам – лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим при исполнении их полномочий.
Отдельно стоит прокомментировать случаи, когда жители становятся свидетелями распространения агитации со стороны сотрудников управляющих организаций. Законом не установлено запретов по агитации для дворников, слесарей и других сотрудников управляющих организаций, поэтому «по зову сердца» все эти люди могут раздавать агитационные материалы, распространять листовки и иным образом помогать кандидатам и партиям. Однако все меняется, если добровольное участие сменяется принудительным. В случае, если работодатель заставляет своих сотрудников заниматься агитацией (или уничтожением чужой агитации), он превышает свои полномочия и должен быть привлечен к ответственности.
Помимо перечисленных выше, существует и ряд других ограничений для ведения предвыборной агитации, например, запрет на участие в агитации несовершеннолетних, запрет на использование в агитматериалах изображений несовершеннолетних и так далее.
Агитация с доставкой на дом
Одним из самых дискуссионных вопросов является так называемая поквартирная агитация или агитация «от двери к двери». Этот формат предусматривает, что агитатор или волонтер кандидата проходит по всем квартирам многоквартирного дома и общается с жителями этих квартир. Насколько такой формат законен?
Режим пропуска на придомовую территорию и в сам дом может быть установлен общим собранием собственников. Это следует из Жилищного кодекса, а именно из статьи, в которой описан порядок установления ограничений на использование общего имущества. Если собственники решили установить на входе в дом пост консьержа (или охранника), а в его инструкцию записали правила пропуска людей в дом, то консьерж не пропустит агитатора. Однако это верно только в тех случаях, когда решение о консьерже или охране принято в соответствии с установленной процедурой, то есть через общее собрание собственников. Если несколько жильцов дома договорились и решили платить за услуги консьержа, это не имеет законной силы, и «требования» такого консьержа никто (в том числе другие жильцы и их посетители) выполнять не обязаны.
Тем не менее, даже если в доме официально установлен пропускной режим, это не значит, что его жильцы не столкнутся с агитацией. Во-первых, агитация может быть размещена на информационных досках в случае, если для нее есть место (важно помнить, что уничтожение агитации – это нарушение закона, за которое предусмотрена ответственность), во-вторых, жители могут обнаружить агитационные материалы в своих почтовых ящиках (распространение агитации по ящикам не является нарушением), в-третьих, агитатор может ходить по дому в сопровождении жильца, в этом случае он будет считаться его посетителем.
Безусловно, в рамках одной статьи раскрыть все тонкости агитационного процесса невозможно. Если вы считаете, что столкнулись с агитацией, нарушающей законодательство, самым правильным способом будет зафиксировать этот факт и обратиться в правоохранительные органы и в избирательную комиссию соответствующего уровня.