“Реформа” администрации

Временно исполняющий обязанности главы администрации от первого лица рассказывает о том, что поменялось в администрации муниципального округа за несколько последних лет.

До 2019 года я не имела никакого отношения к муниципальной службе, не работала в управе, муниципалитете и т.д. Зато, как инициативный житель, я часто обращалась в эти органы власти. Положительным этот опыт назвать сложно – как и многие другие, я регулярно сталкивалась с отписками, бездействием и безразличием. Поэтому, когда волею судьбы, я оказалась по другую сторону баррикад, моей главной целью стало создание администрации, максимально открытой для жителей и приносящей им пользу.

Сделать это оказалось не так-то просто. Основным препятствием к этому стала крайняя ограниченность в полномочиях – сложно быть полезным, если ты ничего не можешь. Дело в следующем: в Москве все значимые полномочия районного уровня переданы органам исполнительной власти и бюджетным учреждениям. Если не вдаваться в подробности, основной смысл такой системы в жестком административном контроле за всеми решениями, принимаемыми в городе – полномочия есть только у тех органов, руководители которых напрямую назначаются мэром или являются ставленниками тех, кого назначил мэр.

У администрации муниципального округа Ломоносовский есть ровно 3 муниципальные услуги, которые она может предложить жителям: выдача разрешений на вступление в брак молодым людям в возрасте от 16 до 18 лет, регистрация уставов ТОС (территориального общественного самоуправления) и регистрация трудовых договоров с работодателями физ.лицами. О популярности этих услуг говорит то, что за последние пять лет по ним было только одно обращение.

Юридическая консультация

В этих условиях первой задачей, которую предстояло решить, стал аудит полномочий администрации, чтобы выяснить, чем же мы все-таки можем помочь жителям. Изучив федеральное и московское законодательство, а также документы органов местного самоуправления, выяснилось интересное: оказывается у администраций муниципальных округов (в некоторых районах они называются аппаратами Совета депутатов) есть полномочие по консультированию жителей по вопросам, связанным с защитой прав потребителей. То есть в каждом районе Москвы уже много лет могли работать бесплатные юридические консультации, но почему-то не работали. При этом нельзя исключать, что где-то жителям все же удавалось получить консультацию по защите прав потребителей, но совершенно точно можно утверждать, что информация о возможности получить такую консультацию не была широко известна.

Что администрация муниципального округа Ломоносовский сделала по этой теме:

  1. Утвердили порядок работы консультации. Это может казаться незначительным, но на самом деле это важно. В этом документе определяется, кому может быть оказана консультация и в чем она заключается.
  2. Создали конструктор документов по защите прав потребителей. Теперь для того, чтобы правильно составить претензию или написать иск по типовым случаям нарушения прав не нужно обращаться к юристам – достаточно ввести основные данные о своей ситуации в специальную форму и тут же получить сформированный документ, составленный по всем требованиям «Закона о защите прав потребителей».
  3. Запустили бот по защите прав потребителей для Телеграма, с пошаговой инструкцией для различных ситуаций.
  4. Регулярно проводили информационные кампании для того, чтобы как можно больше людей узнали о возможности получить бесплатную консультацию. К сожалению, префектура ЮЗАО не позволила нам разместить объявления о консультациях на стендах у входов в подъезды, не помогло даже обращение в суд.
  5. Ну и конечно проконсультировали десятки человек. Общая сумма компенсации, полученная с участием юристов администрации, перевалила за 600 тысяч рублей.

Информирование

Следующим полномочием администрации, которое очевидно можно было улучшить, стало информирование жителей муниципального округа. Информирование включает в себя цифровые и традиционные бумажные издания и ресурсы. В 2019 год муниципальный округ вошел с газетой, в которой печатались многостраничные решения Совета депутатов (которые безусловно важны, как документы, но совершенно неинтересны для широкого круга читателей), неинформативным сайтом и без страниц в соцсетях.

Что было сделано:

  1. Основано новое СМИ – газета «Жёлудь», в которой публикуются интересные статьи, расследования, полезные памятки для жителей, инфографика о районе. Был изменен способ распространения газеты: к разноске по почтовым ящикам добавилась раздача на улицах. Все это привело к тому, что газету стали читать. Мы неоднократно получали комментарии и даже официальные письма от жителей с благодарностью за интересные номера. Наличие читаемого издания в свою очередь позволяет нам распространять важную для жителей информацию, например, так был анонсирован проект по партисипаторному бюджетированию, в котором могли принять участие жители.
  2. Во всех популярных в России соцсетях были открыты официальные страницы муниципального округа, что позволило оперативно доводить до жителей важную информацию. Кстати, именно благодаря этому был отменен один из проектов реконструкции сквера «Надежда»: на страницах муниципального округа администрацией была опубликована найденная информация о готовящейся реконструкции (с уменьшением зеленой зоны парка), которая вызвала большой интерес жителей и позволила защитникам сквера оперативно самоорганизоваться.
  3. Был полностью обновлен сайт муниципального округа. Теперь на сайте есть понятная навигация, полезные для жителей материалы (например, по теме шлагбаумов) и большой раздел, посвященный правам потребителей.

Праздники

А вот с полномочием по проведению районных праздников и мероприятий возникли проблемы. Проблемы существовавшего подхода к праздникам были понятны: непрозрачное распространение билетов, невысокий культурный уровень. Чтобы решить обе проблемы одновременно была разработана концепция большого летнего праздника, поучаствовать в котором смог бы каждый житель района, однако, сначала помешал COVID-19 (жертвой которого стал и большой праздник, посвященный 75-летию Победы, тендер на который пришлось отменить), а потом – отказ префектуры ЮЗАО от согласования музыкального праздника на бульварах района. Стало понятно, что администрации провести большое мероприятие на улице не дадут.

Что получилось сделать:

  1. Совместный с детской библиотекой № 179 праздник ко Дню Космонавтики.
  2. Лекция о сквере «Надежда» с рассказом об исследовании этого пространства
  3. Интерактивная экскурсия «1418 шагов» ко Дню Победы.

Кстати, все три этих мероприятия можно «посетить» и сейчас. На сайте муниципального округа Ломоносовский доступны записи лекций, которые читали популяризаторы науки на Дне Космонавтики, лекция о сквере «Надежда» и материалы к интерактивной экскурсии.

Открытость

Чем более прозрачна деятельность любого органа или учреждения, тем больше доверие людей. Администрация муниципального округа Ломоносовский сделала все, чтобы деятельность органов местного самоуправления была максимально открыта и понятна для жителей.

Что было сделано:

  1. Организация прямых трансляций заседаний Совета депутатов и публичных слушаний начало ведения прямых трансляций заседаний Совета депутатов. Для наиболее популярных заседаний Совета депутатов (с отчетами главы управы и директора ГБУ «Жилищник») трансляции велись в том числе в коридоре администрации для жителей, которым не хватило места в зале заседаний.
  2. К видеозаписям заседаний Совета депутатов добавлен тайм-код, что позволяет жителям сразу перейти к интересующему их фрагменту.
  3. Публикация всех отчетов и сведений о доходах и имуществе в разделе сайта, ссылка на который размещена на видном месте главной страницы.
  4. В газете, на сайте и в соцсетях регулярно публиковались подробные и доступные широкому кругу читателей материалы, посвященные бюджету муниципального округа, из которых можно было узнать, на что он тратится. Также мы подробно рассказывали о полномочиях муниципальных депутатов, чтобы жители понимали, по каким вопросам к ним стоит обращаться.

Взаимодействие с жителями

И наконец к самому главному – взаимодействию с жителями. Разобраться в системе управления города довольно непросто, поэтому жители чаще всего не различают администрацию муниципального округа и управу, не знают о том, что полномочия органов местного самоуправления крайне ограничены. В то же время наличие официальной символики (флаги на фасаде, герб и т.д.) и статуса органа власти мотивирует людей обращаться со своими проблемами в администрацию.

Если трактовать закон буквально, то каждого жителя, обратившегося к нам по вопросу, который не входит в наши полномочия, мы должны были выпроваживать или перенаправлять в тот орган, который должен решать их вопрос. И тут мы совершили самое большое «преступление» – отказались от такого подхода. Каждый человек, который приходил в администрацию, получал от нас всю возможную помощь. Да, к сожалению, чаще всего мы могли только оказать консультацию, а не решить проблему напрямую, однако подробность ответов на вопросы человека существенно повышала его шансы на получение ответа по существу в другой инстанции. Часто мы помогали обратившимся собственными письмами, направленными на бланке администрации или главы муниципального округа, чтобы руководитель уполномоченного органа взял ситуацию, которая беспокоит жителя, на особый контроль.

Среди «непрофильных» вопросов, с которыми к нам обращались жители, можно вспомнить: некорректно начисленную пенсию, укус собаки, конфликт по поводу кормления бездомных животных, кража в больнице, финансовая пирамида, пристройство животных после смерти хозяина, получение социального жилья, выдача бесплатных средств реабилитации и так далее.

Безусловно не все обратившиеся по этим и другим не входящим в нашу компетенцию вопросам, оставались довольны нашими действиями, и мы нередко получали комментарии в духе «зачем вы нужны, если вы ничего не можете?!». Понятно, что это было следствием малой информированности жителей о полномочиях органов власти, поэтому к таким репликам мы относились философски.

Говоря о взаимодействии с жителями, важно отметить и ограничения такой системы. Несколько раз в неделю мы могли позволить себе посвятить время на вникание в специфический вопрос, не входящий в полномочиях администрации, однако, если бы частота таких обращений возросла, у нас бы не хватило ресурсов на подробные ответы. Поэтому масштабирование такой практики возможно только после радикальных изменений в системе местного самоуправления Москвы, расширения полномочий и, как следствие, получения возможности для расширения штата сотрудников.

Сотрудники

Понятно, что такие масштабные преобразования администрации были бы невозможны без кадровых изменений. Если сравнивать список сотрудников администрации в 2022 году с 2017 годом, то можно заметить, что он обновился более чем на половину: из семи сотрудников, работающих в администрации сейчас только трое работали в администрации до 2019 года. Изменился и возрастной состав администрации: 4 из сотрудников администрации моложе 40 лет, двое из них – моложе 30. В результате мы получили классическое сочетание опыта и задора, которое и позволило произвести масштабные перемены, не наделав при этом множество ошибок.

Хозяйственная деятельность

Было очень интересно внедрять в работу администрации то, чего здесь раньше не было – соцсети, прямые трансляции, новый формат газеты и т.д. Однако, «текучку» никто не отменял: составление отчетности, подготовку заседаний Совета депутатов, работу с корреспонденцией, поиск подрядчиков и прочие малоинтересные для внешнего наблюдателя направления работы. Как уже было сказано выше, с этим мы тоже справились и даже здесь смогли внедрить что-то новое.

Некоторые результаты по этому направлению:

  1. Введены электронные журналы корреспонденции и внутренних документов администрации. Теперь все документы доступны в отсканированном виде, а благодаря электронным журналам их легко и быстро можно найти.
  2. Увеличено число конкурентных способов закупки товаров и услуг для администрации. Это не только позволяет экономить бюджетные средства, но и высвобождает деньги для оперативных расходов (годовой лимит для договоров, заключаемых без торгов – 2 миллиона рублей). На торги в том числе выставлены контракты на уборку помещений администрации и покупку справочно-правовой системы.
  3. Произведена модернизация оборудования администрации (прямые трансляции и существенное улучшение качества видеозаписи заседаний – это прямое следствие модернизации).
  4. Повышенное внимание уделяется претензионно-исковой работе. Мы тщательно следим за выполнением заключенных контрактов и штрафуем подрядчиков, не исполняющих свои обязанности. Так в настоящее время инициировано судебное разбирательство по поводу недобросовестного выполнения контракта на логотип.

Прочее

Хочется отметить еще несколько достижений:

  1. Защита прав призывников. Глава администрации (в нашем случае – ВрИО главы) является председателем призывной комиссии. Это дало возможность следить за соблюдением прав призывников, отвечать на вопросы призывников во время заседаний призывной комиссии, сообщать в военную прокуратуру о нарушениях, а также подробно разъяснять права призывников с помощью наших информационных ресурсов (раздел на сайте, публикации в соцсетях, спецвыпуск газеты, брошюры с памяткой).
  2. При участии администрации были проведены полноценные публичные слушания (уникальный случай для Москвы) по вопросу включения территории сквера «Надежда» в список особо охраняемых природных территорий.
  3. Для поощрения активных жителей были проведены конкурсы «Лучшие районные инициативы», фотоконкурс, а также конкурс работ для школьников ко Дню Космонавтики.
  4. При непосредственном участии администрации был инициирован и реализован проект по партисипаторному бюджетированию.

Оценивать результаты собственной работы не совсем корректно, но мне кажется, что администрации муниципального округа Ломоносовский хотя бы отчасти удалось вернуть осмысленность органам местного самоуправления.


Глава муниципального округа Гордей Нефёдов о “реформе” администрации

После выборов 2017 года Совет депутатов почти полностью обновился, сменилось 9 из 10 депутатов, пришли новые люди, которые до этого не вникали в тонкости полномочий администрации муниципального округа. Со временем этот опыт пришел, и мы поняли, что администрация работает крайне неэффективно. Были явно завышенные и необязательные расходы, закупки выигрывали подрядчики, которые не обеспечивали достаточного качества работ и услуг, были проблемы в коммуникации с сотрудниками администрации. К определенному моменту недостаточная эффективность администрации стала очевидна для большинства депутатов, поэтому мы решили поменять руководителя администрации.

Стоит сказать, что в Москве это сделать не так просто, и это очередной, очень наглядный пример ограниченности полномочий местного самоуправления. Дело в том, что для назначения полноценного главы администрации нужно провести конкурс, определить победителя которого должна комиссия, половину членов которой назначает мэр! На каком основании мэр имеет право вмешиваться в такой вопрос, если местное самоуправление – это полностью обособленная от мэрии власть, мне совершенно непонятно.

И тем не менее мы попробовали провести конкурс. К большому сожалению, никто из тех, кто подал заявки на участие, меня не впечатлил. Судя по тому, что Совет депутатов решения о назначении главы администрации не принял, остальные депутаты очевидно тоже не прониклись к кандидатам.

После неудачи с конкурсом мы воспользовались другой возможностью сменить руководителя администрации – решением Совета депутатов поменяли одного временно исполняющего обязанности главы администрации на другого; законодательство это позволяет. Поэтому в конце 2019 года в администрации начались перемены.

Если оценивать результаты этой «реформы», то я полностью ими удовлетворен. Наконец-то появилась хорошая муниципальная газета, отлично налажено информирование жителей, запущена полноценная юридическая консультация по защите прав потребителей, ликвидированы ненужные статьи расходов, необходимые статьи расходов оптимизированы, ну и наконец теперь администрация работает вместе с депутатами, а не порознь, что позволяет максимально эффективно реализовывать немногие полномочия местного самоуправления в Москве.