Чей он, “Мой район”?

Среди немногочисленных полномочий органов местного самоуправления в Москве есть одно довольно интересное: администрация муниципального округа может проводить работу по повышению правовой культуры избирателей. Мы уже выпустили ряд материалов о том, как устроены выборы, но даже несколько статей не могут вместить в себя все особенности предвыборного периода, дня голосования, а также информацию о возможных нарушениях избирательного законодательства. Для этой статьи мы собирали информацию о скрытой агитации, но в результате получили материал для целого расследования о программе «Мой район». Читайте, будет интересно.

Весной 2022 года в почтовые ящики москвичей начала приходить газета «Мой район. Москва», причем для каждого района готовился отдельный выпуск. Несколько материалов номера для разных районов могли совпадать, но были и локальные темы. Они подавались интересным способом: представлял каждую такую тему не журналист, а кто-то из сотрудников бюджетных учреждений или так называемых «советников управ районов». Любопытно, что по каждому району ЮЗАО фамилии этих людей совпадали со списками, размещенными на сайте «Наш ЮЗАО» (uzao.team). А ещё любопытнее, что число людей в этих списках отличается от района к району, но зато точь-в-точь соответствует числу мест в Совете депутатов каждого муниципального округа.

Газета «Мой район. Москва» получила новое свидетельство о регистрации 24 февраля 2022 года. Сайт «Наш ЮЗАО» был зарегистрирован 4 апреля 2022 года (30 марта 2022 года был зарегистрирован ведущий на этот же сайт домен uzao.online). В газете и на сайте одни и те же люди. Число людей в «команде» каждого района соответствует числу депутатских мандатов.

Может ли всё это быть простым совпадением?


Признаки агитации

Предвыборной агитацией в соответствии с Избирательным кодексом Москвы признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата, кандидатов, муниципальный список, муниципальные списки кандидатов;
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой муниципальный список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования результатов опроса общественного мнения);
3) описание возможных последствий, в случае если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной муниципальный список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, муниципальный список кандидатов.

Признаками агитации могут обладать не только печатные материалы, но и публикации в соцсетях, а также сами действия кандидата и его команды. При этом следует отметить, что признаки агитации сформулированы достаточно расплывчато, что может создавать неравные условия для кандидатов.


От кого АНО автономно?

На первой полосе газет можно заметить логотип «Мой район. Программа Мэра Москвы». Заявку на регистрацию этого логотипа в качестве товарного знака подавала автономномное некоммерческое общество «Мой район» (АНО «Мой район»), созданному распоряжением Правительства Москвы в 2018 году «в целях обеспечения сбалансированного и комплексного развития районов города Москвы»[1]. Непосредственным учредителем при этом был назначен Департамент территориальных органов исполнительной власти – эта информация будет важна в дальнейшем.

В сложной и запутанной системе управления городом и до 2018 года было достаточно учреждений и органов власти, которые могли бы заниматься благоустройством Москвы. Например, в 2014 году заказчиком работ по дорогостоящему проекту «Моя улица» выступало ГКУ «Дирекция капитального ремонта», в 2017 году это же государственное казенное учреждение заключило контракт на озеленение районов Москвы стоимостью 2,5 миллиарда рублей. Это не закрытая и не секретная информация. Любой человек может найти все аналогичные закупки на сайте zakupki.gov.ru (Единая информационная система «Госзакупки»), потому что ГКУ «Дирекция капитального ремонта», как и другие государственные учреждения, должно соблюдать законодательство в сфере противодействия коррупции, которое и предписывает публиковать информацию о закупках.

А вот сведений о закупках АНО «Мой район» в публичном доступе найти нельзя. Автономные некоммерческие организации выведены из-под действия федеральных законов, которые обязывают раскрывать информацию о закупках организации. Но, может быть, «Мой район» самостоятельно обеспечивает свою деятельность и поводов для беспокойства нет? Увы, есть.

По данным открытой отчетности, за последние 3 года АНО «Мой район» получило более 33 миллиардов рублей в качестве целевых взносов, а прибыль от коммерческой деятельности составила всего лишь 200 миллионов рублей. Учитывая объем расходов (24 миллиарда рублей за 3 года), говорить о самоокупаемости невозможно.

Откуда же деньги?

В 2019 году АНО «Мой район» получила из бюджета города более 11 миллиардов рублей, и эти же 11 миллиардов рублей указаны в графе «целевые взносы» отчетности[2].

Строки из закона Москвы об исполнении бюджета за 2019 год – грант АНО «Мой район» был предоставлен в запланированном объеме (суммы указаны в тысячах рублей)

Но уже в следующем году начинается странное. Из бюджета Москвы название автономной некоммерческой организации исчезает, но строка с аналогичным кодом остается:

Вырезка из закона Москвы об исполнении бюджета за 2020 год (суммы указаны в тысячах рублей)

Ежегодно Департамент финансов города Москвы выпускает специальный документ, поясняющий коды бюджета Москвы[3]. Если посмотреть этот документ для бюджета 2020 года, то в пояснениях к коду 35 Г0102800 будет указано, что по данной целевой статье отражаются расходы бюджета города Москвы на предоставление гранта юридическому лицу. При этом название юридического лица не приводится, но указываются постановления Правительства Москвы, в соответствии с которыми этот грант предоставляется (а также увеличивается в объёме):

А теперь самое интересное – в постановлениях, на которые дана ссылка, тоже нет названия юридического лица! Оно есть только в приложениях, но приложения при этом нигде не публиковались:


То есть по открытым источникам понять, куда же все же ушли более 7 миллиардов рублей, невозможно. Но можно сделать предположение. В приведенном выше постановлении Правительства Москвы, приложение к которому не опубликовано, есть указание на Департамент территориальных органов исполнительной власти, который, как было сказано в начале, является учредителем АНО «Мой район».

Та же самая секретность в отношении кода 35 Г0102800 есть и в документах о бюджете на 2021 и 2022 год. Гранты юридическим лицам в сфере, за которую отвечает Департамент территориальных органов исполнительной власти, выделяются, но каким и в каком объеме – неизвестно.

Пример расшифровки кода 35 Г0102800 для 2022 года
Постановление о предоставлении гранта в 2022 году

Мы не можем утверждать, что «засекреченным» юридическим лицом, получавшим в 2020 и 2021 годах деньги из бюджета, было АНО «Мой район», однако, представленная выше информация делает вероятность этого очень существенным.

Чем АНО занимается

У организации, которая распоряжается миллиардами рублей, более чем скромный сайт, который выглядит так:

Никаких итогов работы, отчетов и прочего на сайте нет. Только общие слова о программе «Мой район» и форма для регистрации поставщиков. Последнее – прямая противоположность системе Госзакупок. Вместо того, чтобы вывесить информацию об использованных бюджетных средствах, на сайте можно только оставить информацию о своей компании, и, может быть, с вами потом свяжутся.

И все же некоторую информацию о том, чем занимается АНО «Мой район», нам удалось найти, как и доказать её связь с городскими властями.

В начале 2022 года Мэр Москвы Сергей Собянин разместил в своем блоге информацию о новом формате площадок для выгула собак и предложил муниципальным депутатам оказать содействие в появлении новых площадок в своих районах. Однако, информации в блоге мэра было явно недостаточно для того, чтобы тщательно изучить проект и обсуждать его с жителями. Отсутствовала стоимость работ и другие важные характеристики проекта.

Не найдя этой информации в открытом доступе (в том числе на сайте Госзакупок), пришлось запросить её в переписке с мэрией. Стоимость работ так и не была названа, зато в письме было прямое указание на то, что реализацией проектов занималась АНО «Мой район». При этом в своем блоге мэр пишет, что «в 2021 г. в рамках программы «Мой район» мы реализовали небольшой пилотный проект [по созданию новых площадок для выгула собак]», явно подразумевая, что за их создание отвечал город, а не некая полностью автономная от него организация.

Переписка по теме площадок для собак доступна на сайте муниципального округа Ломоносовский – https://molomonosovskiy.ru/mail/2022/02/18/2542/

Второй пример результатов работы АНО «Мой район» также интересен. В 2020 году по её заказу Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» провело масштабное исследование эффективности общественных пространств, созданных в рамках программы «Мой район». Объектом исследования стали 13 городских парков и расположенных рядом с ними дворовых территорий:

«Комплексная оценка эффективности общественных пространств, созданных в рамках программы «Мой район» в г. Москве», 2020 год, Агентство стратегического развития «ЦЕНТР» – https://www.centeragency.org/ru/projects/123

В большом 400-страничном отчете приведены обобщённые результаты социологических опросов, анализа социальных сетей, осмотра созданных по программе «Мой район» общественных пространств, а также дана оценка экспертов. В заключении приводятся рекомендации по повышению эффективности программы.

Возникает вопрос: зачем обособленному от Правительства Москвы юридическому лицу (АНО «Мой район») заказывать исследование, направленное на улучшение программы, по которой и были реализованы исследованные парки[4]? Чтобы положить его на полку или всё же для того, чтобы передать городским чиновникам, которые и занимаются программой «Мой район»?

Как и всегда, хорошим источником информации о деятельности организации выступили сайты по поиску работы. Вот два любопытных резюме:

Особенно обращает на себя внимание второе резюме, в котором указано, что человек, работавший в «информационном блоке департамента территориальных органов исполнительной власти г. Москвы», занимался разработкой макетов газет для выборов в Государственную думу.

Вся приведённая выше информация говорит о том, что провести четкую границу, где заканчивается АНО «Мой район» и начинается Правительство Москвы, как минимум, затруднительно. В этом конкретном случае создание отдельного юридического лица (с продолжением финансирования за счёт бюджета) представляется скорее способом обойти ограничения, существующие у бюджетных организаций и учреждений в части раскрытия информации о своей деятельности и необходимости проведения открытых тендеров.


В программе фокусы

АНО “Мой район” практически неизвестно москвичам в отличии от городской программы с аналогичным названием, в рамках которой в столице были благоустроены многочисленные объекты. Но с программой “Мой район” все не так просто. 

Несмотря на то, что на официальном сайте Правительства Москвы есть целый раздел, посвященный ей, самой программы не существует.

В 2011 году Правительство Москвы выпустило специальный документ, посвященный городским программам – Постановление[5] “Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города Москвы”. Это постановление остается актуальным и сейчас – именно на его основе разработаны и приняты все действующие в Москве городские программы. Их не очень много и все они известны. Программы “Мой район” среди них нет.

Но есть ли вообще смысл разбираться в запутанной терминологии и скучных документах? Ведь благоустройство, проведенной в рамках “программы” “Мой район”, действительно было. 

Как всегда, дело в деталях. Статус городской программы накладывает некоторые ограничения и обязательства. Например, любой человек легко может узнать, сколько денег выделено на ту или иную программу, поскольку статья с соответствующим названием есть в бюджете города (так на “Развитие городской среды” в 2022 году запланировано 106 миллиардов рублей. Также абсолютно каждый может подробно ознакомиться с самой программой, поскольку она принимается отдельным Постановлением Правительства Москвы (в случае с “Развитием городской среды” это Постановление от 7 октября 2011 г. N 476-ПП с актуальными изменениями). Это достаточно объемный документ, где в подробностях описывается, на какие направления пойдут средства, выделенные программе (включая гранты конкретным юридическим лицам), что уже было сделано по программе в предыдущие годы, как предполагается оценивать ее эффективность. То есть обеспечивается определенный уровень прозрачности.

И вот тут-то как раз и проявляется разница программы и “программы” – в отношении “Моего района” такого документа нет. При этом название “Мой район” один раз встречается в тексте программы о развитии городской среды: “На решение проблем комплексного развития городских территорий, включая общественные пространства и озелененные территории, направлен проект “Мой район”, который обеспечивает комплексное благоустройство территорий, находящихся в шаговой доступности от мест проживания.” Больше никаких подробностей о проекте “Мой район” в документе нет.

Но, по счастливой случайности, они есть у нас – уже упомянутая история с новым форматом площадок для собак:

При этом на сайте Мэра есть такая цитата: “В общем, в этой сфере [благоустройство площадок для выгула собак] явно назрели изменения. И в 2021 г. в рамках программы «Мой район» мы реализовали небольшой пилотный проект.”. Если реализовали “мы”, то есть Правительство Москвы, то почему в письме указано, что за площадки отвечает не департамент мэрии или одно из многочисленных московских ГБУ, а автономная некоммерческая организация, у которой даже нет нормального сайта?..


Новая старая газета

Вернемся к газетам. Выпуск бумажной газеты – дело непростое. Чтобы газета попала в почтовые ящики, нужен журналист, который напишет статьи, нужен дизайнер или фотограф, который подберет нужное оформление, нужен верстальщик, который разместит тексты и картинки в правильной последовательности, нужна типография, которая напечатает газету, нужен транспорт, чтобы привезти газету из типографии, нужны разносчики, которые разнесут газеты по домам. И наконец, нужен тот, кто за все это заплатит, потому что никто из перечисленных выше не работает бесплатно.

Давайте посмотрим, кто выпускает газеты с логотипом «Моего района». Сведения об учредителях и издателе газеты обязано публиковать любое издание, имеющее статус зарегистрированного СМИ. В выходных данных «Моего района» указано, что соучредителями газеты выступили два юридических лица: ООО «ИД «МР-Пресса» и ООО «Медиагород»[6], причём последнее также является и издателем газеты.

«МР-Пресса» – достаточно известная компания в сфере печатной продукции. Долгое время она выпускала газету с похожим названием. Газета тоже называлась «Мой район», но у неё был совершенно другой дизайн. Вот пример одного из ее последних номеров:

Обратите внимание на то, что примерно 2/3 первой полосы занимает реклама. В выходных данных также указано, что на правах рекламы публикуются материалы в рубриках «Событие», «Новости компании», «Вопрос – ответ», «Финансы», «Позиция», «Надо знать», «Круглый стол», «Консультация специалиста», «На здоровье», «Шопинг-гид».

Цель любого бизнеса – получение прибыли, и издательский бизнес – не исключение. Эти газеты распространялись бесплатно, поэтому коммерческая реклама – самый простой способ окупить затраты и получить прибыль.

Вот что рассказывала о своих газетах компания-издатель на сайте поиска работы HH.ru:

Скриншот страницы https://hh.ru/employer/1767827?

Любопытно, что среди точек распространения предыдущей версии газет «Мой район» были управы, префектуры и департаменты Правительства Москвы:

Новость на сайте «МР-Прессы», 06.04.2017 – http://msk.mr7.ru/izdatelskij-dom-mr-pressa-uvelichil-set-rasprostraneniya-na-300-tochek/?

Далеко не каждая газета может похвастаться такой благосклонностью со стороны органов исполнительной власти Москвы.

В 2022 году газета преобразилась. Сменилось не только название и дизайн («Мой район» превратился в «Мой район. Москва»), но и концепция: в новой версии газеты рекламы нет. Учитывая то, что газета по-прежнему распространяется бесплатно, появляется вопрос об источниках ее финансирования.

Мы обратились в ООО “Медиагород” с вопросом об источниках финансирования газеты и получили ответ: газета выпускается на средства ООО “Медиагород”.

При этом финансовые показатели “Медиагорода” выглядят так:

Чистый убыток более 900 тысяч в 2020 году, чистая прибыль по итогам 2021 года – 933 тысячи рублей при выручке в 6 миллионов. Сомнительно, что компания с такими результатами может позволить себе издание раз в несколько недель газет во всех районах Москвы (в одной только “старой Москве” 125 районов). Для сравнения выпуск газеты “Жёлудь” (6 номеров в год) стоит 1,5 миллиона рублей.

Подведем итог

За несколько месяцев до выборов муниципальных депутатов газета, ранее отличавшаяся гигантским объемом рекламы, меняет концепцию, берет логотип, права на которые пыталась оформить аффилированная с городскими властями организация (а сам логотип используется на официальном сайте Правительства Москвы), и начинает выпускать материалы про людей, которые собраны на сайте, на котором они сгруппированы в команды по числу депутатских мест в соответствующем районе.

Предлагаем читателям сделать выводы о вероятности такого случайного совпадения самостоятельно.


Комментарий:

Иван Бегтин,

директор АНО “Инфокультура”

Подобные некоммерческие организации создаваемые органами власти - это эдакий "лайфхак" госорганов по созданию организаций выведенных из под действия 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также законов о госслужбе и государственных учреждениях.

Причём к подобным организациям нет требований по организаций конкурентных торгов, по раскрытию информации, нет ограничений на выплату вознаграждений сотрудникам и соответствие этих выплат зарплатам в организации учредителе, как это требуется в казенных учреждениях к примеру.

При этом не все московские НКО так устроены. Например, Фонд реновации также оформлен как НКО, но минимальные требования по раскрытию информации соблюдает и раскрывает закупки по 223-ФЗ, хотя и нет нормативных обязательств такого раскрытия.

Поэтому ситуация с АНО Мой район является особенно странной.

[1] – Распоряжение Правительства Москвы от 6 ноября 2018 г. N 754-РП
[2] – В Законе г. Москвы от 30 декабря 2020 г. N 30 “Об исполнении бюджета города Москвы за 2019 год” есть статья «Грант автономной некоммерческой организации “Мой район” на обеспечение текущей деятельности, в том числе на осуществление мероприятий по комплексному развитию районов города Москвы» на сумму 11 664 491, 1 тыс. рублей. В отчетности за 2019 год отражено поступление 11 664 491 000,00 рублей целевых взносов.
[3] – “О Порядке формирования и применения бюджетной классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и утверждении Перечня главных распорядителей бюджетных средств города Москвы”. В 2019 году документ был утвержден приказом Департамента финансов г. Москвы от 31 декабря 2019 г. N 424
[4] – Например, парк «Академический появился благодаря этой закупке https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/documents.html?regNumber=0173200001417000337. Заказчиком работ выступил ГУП “МОСРЕМОНТ”
[5] – от 4 марта 2011 г. N 56-ПП
[6] –  При этом руководитель ООО «Медиагород», Елена Массарская, ранее была издателем в «МР-Прессе»