В этом году в Ломоносовском районе по инициативе Совета депутатов был реализован проект партисипаторного бюджетирования. Что скрывается за этим непонятным термином, и какая от него польза жителям?
Партисипация или фикция?
Партисипацией, или соучастием, сейчас уже никого не удивишь. В московских СМИ и в рекламе, заказываемой городом, регулярно публикуются предложения принять участие в голосовании по проектам строительства или благоустройства, став тем самым соучастником принятия итогового решения. Во многих крупных компаниях стараются учитывать мнение сотрудников по вопросам, непосредственно связанным с их удовлетворенностью от работы.
Однако, если более пристально изучить, как влияют голоса «соучастников» на принятое решение, то выяснится, что во многих случаях никакой партисипации нет, а весь процесс нужен лишь для создания ее видимости.
Самым ярким примером подобного является институт публичных слушаний в Москве. Многие проекты, которые выносились на публичные слушания, крайне негативно оценивались жителями. Во многих случаях возникали целые протестные кампании с множеством аргументов против предлагаемого проекта (или в поддержку альтернативных предложений). Тем не менее, абсолютное большинство проектов, которые выносились на публичные слушания, были в итоге направлены на реализацию. Значимым исключением из этого правила был проект реконструкции Ленинского проспекта, предполагавший превращение Ленинского в бессветофорную магистраль с эстакадами. В 2013 году кампания против этого проекта увенчалась успехом, но изменения, произошедшие с городом и страной с тех пор, делают практически невозможным повторение этого успеха сейчас.
Удачные примеры
На этом не очень оптимистичном фоне вдвойне удивительно было узнать о примерах настоящего соучастия в других регионах России, где началось внедрение принципов партисипаторного бюджетирования. Одним из самых заметных положительных примеров стал проект из Санкт-Петербурга, получивший название «Твой бюджет». Вкратце проект выглядит следующим образом: город выделяет некоторую сумму, распределять которую предстоит жителям, выбранным по жребию. При этом принять участие в жеребьевке могут только те, кто выдвинул собственное предложение по использованию бюджетных денег. Для того, чтобы итоговый выбор проекта, который получит финансирование, был не случаен, участники проекта проходят обучение – слушают короткие лекции о том, как устроен город. Это позволяет при голосовании опираться не только на собственные эмоции, но и учитывать общий эффект от проектов для жителей.
Судя по вниманию, которое привлекает «Твой бюджет», проект весьма востребован. Достаточно сказать, что только на жеребьевку участников могут прийти больше ста человек (в 2020 году в Красносельском районе Петербурга на жеребьевку пришел 271 житель).
Результаты проекта не ограничиваются обсуждениями. На сайте проекта можно посмотреть инициативы, которые уже реализованы. Скейт-парк, площадка для выгула собак, крытые велопарковки, социальная мастерская для семей с детьми, экологические мероприятия – как видно предложения жителей по использованию бюджетных средств не ограничиваются одними только детскими площадками.
Безусловно одним Санкт-Петербургом положительные примеры проектов по партисипаторному бюджетированию не ограничиваются. Впервые программа по вовлечению жителей к распределению бюджетных средств была реализована еще в 80-х годах прошлого века в Бразилии. С тех пор эта практика распространилась на многие страны мира, где успешно реализуется уже не первый год.
К сожалению, несмотря на многочисленные положительные примеры, в Москве партисипаторное бюджетирование не применялось. До 2021 года, когда и был реализован пилотный проект Совета депутатов Ломоносовского района.
Лиха беда начало
Идея перенести накопленный положительный опыт других регионов в Москву ходила уже давно, но Правительство Москвы инициативы не проявляло (что очень контрастирует с примером Санкт-Петербурга, где инициатива всячески поддерживается городскими властями). Поэтому инициатива проросла снизу – от муниципальных депутатов.
Основной трудностью при подготовке проекта стала ограниченность полномочий органов местного самоуправления в Москве. Дело в том, что далеко не каждая инициатива депутатов может быть профинансирована из муниципального бюджета. Например, благоустроить детскую площадку за счет бюджета муниципального округа нельзя. В Москве такие работы финансируют органы исполнительной власти.
Чтобы не отказываться от проекта было предложено использовать так называемые «средства экономического развития района». Эти средства не принадлежат муниципальному округу и могут быть использованы только в том случае, если одновременно есть согласие со стороны управы района и Совета депутатов. Это добавило проекту неопределенности, поскольку заранее невозможно было узнать, будет ли согласовано предложение жителей главой управы и депутатами. Итоги пилотного проекта показали, что, несмотря на существующие разногласия, компромисс все-таки возможен.
Партисипаторное проектирование – это то же самое?
Нет, партисипаторное бюджетирование и партисипаторное проектирование – это разные практики. Да, в основе каждой из них лежит принцип соучастия, но различие между ними очень существенно: все дело в стадии, на которой предполагается привлекать жителей к соучастию. В партисипаторном бюджетировании – это стадия распределения бюджетных средств, то есть жители выбирают, какие проекты будут реализованы, а какие нет. В партисипаторном проектировании выбор уже сделан, жители не могут на него повлиять. Их участие в данном случае сводится к определению того, как выбранный проект будет реализован. Выбор между сквером и спортивной площадкой – это партисипаторное бюджетирование. Выбор между видами тренажеров для уже запланированной спортплощадки – это партисипаторное проектирование.
Из этого упрощенного примера становится видна степень готовности чиновников к передаче части своих жителям: где-то людей не спрашивают вообще, где-то спрашивают, но только об особенностях реализации проекта, а где-то люди сами выбирают, какой именно проект будет реализован. К сожалению, в Москве пока преобладает первый вариант.
Первый блин: комом или нет?
Пилотный проект для Ломоносовского района был подготовлен на основе анализа существующих зарубежных и отечественных практик партиспаторного бюджетирования. Общая схема получилась следующей: информирование жителей и сбор заявок на участие, отбор участников, обучение, работа над собственными проектами, голосование и выбор проекта-победителя, согласование Советом депутатов и управой и наконец реализация. Участникам предстояло выдержать конкуренцию в борьбе за 3,6 миллиона рублей, которые были запланированы для реализации инициатив жителей.
Проект оставил смешанные впечатления. С одной стороны заявок на участие было существенно меньше, чем ожидалось, с другой – степень вовлечения участников в проект превысила все ожидания, а степень проработанности каждой инициативы (вплоть до подробного технического задания и сметы) и вовсе поразила. По итогам работы «бюджетной комиссии» из жителей для реализации были выбраны два проекта: создание во дворе дома удерживающей грязь полосы из декоративного камня и реконструкция спортивной площадки. К сожалению, первый проект реализовать не удалось из-за его нестандартности (возникла необходимость дополнительных работ и, как следствие, увеличился бюджет). А вот проект реконструкции спортивной площадки прошел все стадии (в том числе согласование органами власти) и должен быть реализован в 2021 году.
Несмотря на все ограничения пилотного проекта и технические накладки, типичные для новых инициатив, жители, принявшие участие в проекте, в целом оценили его положительно. Это значит, что при определенной работе над ошибками проект имеет шансы из пилотного превратиться в регулярный.
Депутат Тимофей Николаев, инициатор проекта
По Конституции Россия — федеративное государство, в котором большая часть полномочий должна отдаваться субъектам федерации, то есть регионам. Несмотря на это, на практике с течением времени все больше и больше функций уходит в «центр». Это касается не только каких-то масштабных проектов, но и мелких муниципальных вопросов. По состоянию на текущий день жители округа не могут самостоятельно поставить себе мангал для шашлыка во дворе за местный бюджет, не привлекая к этому мэрию.
Мне кажется это неправильным, и я сформулировал для себя, что хороший политик будет требовать как можно больше полномочий, прав и бюджета сверху, и отдавать как можно больше — вниз. Именно поэтому я очень рад, что у нас в каком-то виде вышло дать возможность придумать проекты и выбрать из них лучший непосредственно жителям. Да, еще не удалось наделить инициативную группу полномочиями решать и выбирать, у совета и у управы осталось право вето, но я надеюсь, что рано или поздно мы доверим полную судьбу этих — пусть и не очень больших — денег непосредственно жителям.
Я надеюсь, что другие районы подхватят эту инициативу, и что в нашем городе партисипаторное бюджетирование станет из диковинной новинки обыденным и рабочим средством улучшить свой двор, свою улицу, свой район.