В ноябре 2021 года в Москве поменялись номера некоторых маршрутов общественного транспорта. Это связано с внедрением новой системы нумерации. Пока перемены коснулись только двух округов столицы – Центрального и Южного, но в ближайшем будущем новая система придет и в остальные округа. Изменения привычных номеров маршрутов уже вызвали неоднозначную реакцию жителей.
Рассказываем о сути изменений.
По информации, приведенной на портале «Московский транспорт», необходимость в новой системе нумерации вызвана изменениями, произошедшими с городом. Это и строительство новых жилых домов, и открытие новых станций метро, и появление новых центров притяжения, например, офисных центров.
По мнению инициаторов перемен, наземный транспорт за развитием города не успевал, поэтому были подготовлены предложения по повышению его эффективности. На бумаге все выглядит хорошо. Принципы, заложенные в основу новой системы, выглядят логичными:
- в более плотной застройке маршрутом сможет пользоваться больше людей, и автобусы здесь должны ходить чаще.
- остановки должны располагаться равномерно и охватывать застройку так, чтобы идти до них было недалеко как можно большему количеству пассажиров.
- все основные маршруты, которые везут к метро или в соседние районы, должны быть максимально прямыми, исключение только для «социальных» маршрутов — тех, что связывают школы, поликлиники, МФЦ.
- основные частоходящие маршруты прокладываются по прямой между ключевыми объектами.
Что получилось на практике?
Все маршруты автобусов делятся на три типа в зависимости от временного интервала:
- Магистральные и экспресс-маршруты будут ходить через каждые 10 минут (в промежутке с 7:00 до 21:00). Такие маршруты будут маркироваться буквами «м» и «е» в названии.
- Автобусы районных маршрутов будут ходить не реже чем через каждые 20 минут (в том же временном промежутке) и будут обозначаться цифровой комбинацией от 100 до 999 номера.
- Социальные маршруты, которые работают по особому расписанию и не ходят по выходным и в поздние часы. Такие автобусы будут маркироваться буквой «с».
В цифры, используемые в номерах маршрутов, также заложена определенная логика: первая цифра маршрута – это номер одного из девяти секторов, на которые поделена Москва. По этой схеме Ломоносовский район относится к сектору 1, расположенному между линиями Ленинского проспекта и Профсоюзной улицы. В этом секторе будут работать маршруты с номеров от 10 до 19 и от 100 до 199.
Помимо изменения нумерации, Департамент транспорта также запланировал дополнительные меры, которые будут способствовать развитию системы наземного общественного транспорта. Предполагается также перенос некоторых остановок и создание новых, изменение некоторых маршрутов, организация транспортно-пересадочных узлов, изменение режима работы светофоров и так далее.
Однако пока что «реформа» нумерации получает много критических замечаний. Москвичи жалуются на отсутствие информирования о новых номерах автобусов, изменение ряда привычных маршрутов, а главное – на то, что все перемены оказались для них абсолютно неожиданными. Также встречаются традиционные для Москвы последних лет комментарии с сожалением о том, что с жителями города эту реформу никто не обсудил.
Обобщив эти мнения, мы запросили комментарий Департамента транспорта об информационной кампании, которая должна была подготовить горожан к запланированным изменениям, и получили следующий ответ:
Предложения жителей по новым маршрутам и изменениям мы собирали на протяжении нескольких лет, анализировали их. Кроме того, предварительная карта изменений маршрутной сети была опубликована на Едином транспортом портале 7 октября. На протяжение месяца мы собирали комментарии жителей, и после вносили изменения. Жители прислали 4 тысячи своих предложений и замечаний, часть изменений предложений уже удалось учесть, часть мы продолжаем анализировать. Например, жители просили сохранить связь Нагатинского Затона и Таганки. Мы учли это и изменили трассу маршрута с856: теперь он едет прямо до Котельнической набережной через метро «Таганская», а не заканчивается у метро «Пролетарская». К метро «Пролетарская» едет маршрут с835, который связывает два филиала детской поликлиники №61. Сейчас схемы висят на всех остановках, где есть изменения, а волонтеры помогают жителям ориентироваться в новой сети. На остановках размещены информационные плакаты, там есть пометки с номерами маршрутов, какими они были и какими стали. Кроме того, на Яндекс.картах сделан удобный сервис, где можно посмотреть все маршруты, в том числе те, которые поменялись. Мы продолжим разъясняющую работу, и будем точечно доносить информацию по изменения. Сейчас в городе работает 56 волонтеров, которые информируют пассажиров на более чем 20 крупнейших точках во всех районах Южного и Центрального округа. Мы внимательно следим за обратной связью от жителей, и при необходимости усиливаем информирование.
Глава муниципального округа Ломоносовский Гордей Нефёдов так прокомментировал нововведения:
Такие масштабные изменения должны тщательно готовиться специалистами в области транспортных потоков и подробнейшим образом заранее разъясняться жителям города. В противном случае велик риск получить негативную реакцию на любую, даже самую правильную инициативу.
На мой взгляд, как минимум информационная кампания по новой нумерации полностью провалена. В многомилионном городе ограничивать информирование предстоящих изменений одной лишь публикацией на официальном сайте мэрии – это странно. Вспомним, как буквально из всех утюгов рекламировалось голосование по поправкам в Конституцию.
Нужно было потратить больше времени на информирование жителей в самом общественном транспорте и на остановках. Вместо этого мы опять видим реализацию поговорки «поспешишь – людей насмешишь», хотя пассажирам, пропустившим нужный автобус из-за возникшей путаницы, вряд ли смешно.
Какие изменения нумерации маршрутов коснулись Ломоносовского района:
1. Маршрут М4 теперь будет называться М16
2. 144 становится е10
3. 144к превращается в е12
4. т28 станет 138
А вот автобусу М1 (и его регулярным пассажирам) повезло – его номер не поменяется.